Любопытное исследование было опубликовано в издании Media Psychology.
Его результаты предполагают, что созерцание своего личного профиля в Facebook может быть одновременно вредно и полезно для вас.
Жизнь в этой социальной сети, по данным исследователей, способствует повышению самооценки, но в то же время понижает мотивацию.
Эти данные исключительно важны, поскольку в марте этого года в сети Facebook было зарегистрировано уже 1,11 миллиарда активных пользователей.
Личный профиль в Facebook представляет собой не что иное, как идеальную «презентацию» себя любимого своим знакомым и друзьям онлайн. Использование Facebook и просмотр личного профиля повышает самооценку, поскольку вы видите себя таким, каким вы себя «сделали», и понимаете, что ваши друзья видят вас таким же. В то же время это снижает вашу мотивацию, стремление к самосовершенствованию и оттачиванию даже простых навыков.
Ведущий исследователь доцент Каталина Тома из Висконсинского университета в Мадисоне использовала для изучения самооценки и поведения людей, имеющих аккаунты в Facebook, психологический тест Implicit Association Test (IAT).
Это одно из первых исследований такого рода, в ходе которого оценивались психологические эффекты использования так называемых социальных сетей.
Тест IAT включал вопросы, в которых участники должны были сами себя охарактеризовать различными позитивно или негативно окрашенными словами. Этот тест помогает оценить силу автоматического связывания человека с плохими или хорошими характеристиками.
Оказалось, что всего лишь после 5 минут просмотра своего аккаунта в Facebook у людей повышается самооценка, что определяется по результатам теста. В отличие от традиционных опросников, хитрый тест IAT разработан так, что его довольно трудно обмануть.
Каталина Тома говорит: «Если у вас высокая самооценка, то у вас понятие «я» очень быстро ассоциируется с положительными характеристиками, но вы не склонны связывать себя с негативно окрашенными оценками. Если же у вас самооценка низкая, то результат будет противоположным».
Она добавляет: «Наша культура придает огромное значение высокой самооценке. По этой причине люди обычно «накручивают» показатели в привычных нам психологических опросниках. Тест IAT устраняет такую возможность».
Facebook понижает мотивацию
Влияет ли просмотр своего аккаунта в Facebook на поведение человека? Этот вопрос был чуть ли не главной целью научного исследования. Для оценки мотивации все участники должны были выполнить серию математических заданий, в которых им предлагалось считать от большего числа к меньшему с шагом 7.
В зависимости от точности, скорости и упорства участников исследователи определяли их уровень мотивации при выполнении простых задач. Люди, которые проводили время за созерцанием своих социальных профилей перед выполнением теста, имели худшие результаты по сравнению с контрольной группой.
Ученые уверены, что после работы с Facebook люди обычно чувствуют удовлетворенность собой, поэтому у них понижается стремление достигать чего-либо и самосовершенствоваться. Но авторы осторожны в выводах, и говорят, что для подтверждения этих результатов необходимы дальнейшие исследования.
Другие психологические эффекты Facebook
Другие исследования западных ученых также показали интересные результаты:
• Ученые Эдинбургской бизнес-школы говорят, что чем больше групп и социальных кругов связано с человеком в Facebook, тем выше риск, что сайт станет источником стресса.
• Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research, показало, что социальные сети положительно сказываются на уровне самооценки и ощущении благополучия. Тем не менее, эти эффекты могут вызывать нежелательные изменения в поведении.
• Согласно данным исследования, опубликованного в Psychological Reports, тревожные и социально незащищенные люди используют Facebook больше, чем устойчивые и успешные люди.
• Ученые из Университета Миссури в журнале Psychiatry Research заявили, что Facebook может быть индикатором психологического здоровья, и этот инструмент можно использовать в практике психологов и психотерапевтов.
medbe.ru