Международная группа ученых на днях опубликовала интригующие данные об особенностях головного мозга геймеров, страдающих современной болезнью – зависимостью от онлайн-игр (Internet gaming disorder, IGD).
Результаты сканирования мозга молодых геймеров оказались неоднозначными – в одних случаях нормальными, в других очень плохими, но все же ученым удалось выделить характерное отличие, присущие как игроманам с многолетним стажем, так и новичкам онлайн-мира.
Как сообщают сотрудники Университета Юты (США) и их коллеги из Университета Чунан (Корея) на страницах Addiction Biology, геймеры способны очень быстро реагировать на новую информацию, но, с другой стороны, они легче отвлекаются и теряют контроль над своими импульсами.
Совместное исследование американских и корейских ученых включало 78 участников мужского пола в возрасте от 10 до 19 лет, которым делали магнитно-резонансную томографию головного мозга.
Все участники проходили лечение в клиниках по поводу зависимости от онлайн-игр. Для сравнения были набраны 73 участника того же возраста, не страдавшие зависимостью.
Что такое зависимость от онлайн-игр
Онлайн-гейминг – это сравнительно новое явление, которое возникло лишь в прошлом десятилетии.
Но уже сейчас в одной только Китайской Народной Республике рынок онлайн-игр оценивается в 12 миллиардов долларов, а годовой доход конторы, рисующей виртуальные танки или эльфов, запросто может исчисляться сотнями миллионов. В 2012 свыше миллиарда человек играли в онлайн-игры.
Неудивительно, что онлайн-игры, как и любой другой продукт подобного рода, породил новую зависимость.
Руководство по диагностике психических заболеваний DSM-5, которое используется американскими психиатрами, в нынешнем своем издании не содержит термина Internet gaming disorder. В DSM-5 сказано, что для введения этого термина «недостаточно клинических данных».
Зависимость от онлайн-игр проявляется сильной тягой человека к играм в интернете, вплоть до того, что игра выходит на первый план в жизни, заставляя забыть о профессиональных, домашних, и даже родительских обязанностях. Игроки могут забывать не только о своих родных, но и о самих себе: перестают мыться, не спят ночами, не выходят на свежий воздух, нерегулярно питаются и т.д.
Последствиями IGD могут быть хронические заболевания, потеря работы, разводы, трагические случаи с детьми по недосмотру родителей, незаконные действия с целью достать деньги на игру, а также убийства и самоубийства на фоне неудач в виртуальном мире.
Любопытно, но большинство исследований в области IGD было проведено вовсе не на Западе, а в странах Восточной Азии, где молодые мужчины повально увлечены геймингом и зависимость от виртуального мира приобретает пугающие масштабы.
Польза и вред онлайн-игр для мозга
Ученые рассматривали 300 внутримозговых соединений между 25 парами мозговых структур.
К удивлению, большую часть характерных изменений в мозге геймеров можно охарактеризовать, как положительные. Но у этих положительных изменений оказалась своя темная сторона.
«Одним из положительных моментов является усиление связей в областях мозга, которые отвечают за восприятие и обработку слуховой и зрительной информации. Геймеры отлично фокусируются на салиентных (значимых) объектах: они быстро схватывают поступающую информацию, определяют ее приоритетность и действуют в соответствии с этим», — пишут авторы.
Например, виртуальный танкист обнаружил сразу несколько врагов. Его мозг быстро анализирует угрозу, выявляет приоритетную цель и отрабатывает по ней, не бросаясь на остальные.
По словам ученых, эта способность может пригодиться игроку в реальной жизни, и здесь нет ничего плохого.
Однако параллельно с этим развиваются и другие изменения, которые очень беспокоят неврологов.
Из-за них человек легче отвлекается и хуже контролирует свои порывы. Как утверждает автор исследования профессор Андерсон, подобные изменения выявляют в мозге людей с синдромом Дауна, шизофренией и аутизмом.
Теперь перед исследователями поставлен еще более сложный вопрос: где причина, а где следствие?
Онлайн-игры со временем меняют проводку в головном мозге или же люди с изначально «неправильной» проводкой чаще попадают в лапы игровой зависимости?
medbe.ru